Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности
В МБДОУ «Детский сад «Кораблик» п. Провидения» в соответствии с ФГОС (3.5) созданы материально-технические условия для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Оборудованные учебные кабинеты
Дошкольное учреждение в типовом здании оборудовано следующим образом:
- 4 группы для детей дошкольного и 4 группы для детей младшего дошкольного возраста,
- методический кабинет,
- музыкальный зал,
- спортивный зал,
- кабинет педагога-психолога,
- медицинский кабинет.
В МБДОУ «Детский сад «Кораблик» п.Провидения» оборудованных учебных кабинетов не имеется, однако в здании размещено:
- Восемь групп общеразвивающей направленности. Оснащение образовательного процесса и развивающая предметно-пространственная среда данных групповых помещений соответствуют ФГОС ДО и отвечают всем требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В группах созданы все необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития детей с учетом основных направлений деятельности учреждения;
- Кабинет педагога-психолога оснащен необходимым оборудованием для проведения индивидуальной работы с детьми по запросу родителей, воспитателей или административного органа, консультирование родителей и воспитателей;
- Физкультурный зал оборудован для осуществления физкультурных занятий, гимнастики, досугов, праздников и развлечений. Созданные условия способствуют развитию физических качеств, моторных навыков, сохранения и укрепления здоровья детей;
- Музыкальный зал оснащен для занятий художественно-эстетического цикла в детском саду, который предназначен для проведения музыкальных занятий, праздничных утренников, вечеров, развлечений;
Созданные условия обеспечивают эффективность образовательной, развивающей работы, и позволяют ребенку полноценно развиться как личности. Все помещения, где занимаются дети, соответствуют их функциональному назначению и эстетическим требованиям. Оформление интерьера здания, коридоров, лестничных площадок и дополнительных помещений МБДОУ осуществляется с учетом требований эстетики.
Оборудованные объекты для проведения практических занятий
МБДОУ имеется музыкальный зал.
- Паспорт музыкального зала для инвалидов и лиц с ОВЗ
- ПАСПОРТ КАБИНЕТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Оборудованная библиотека(и)
Библиотека в МБДОУ отсутствует.
При работе с такими детьми педагога МБДОУ «Детский сад «Кораблик» п.Провидения» — обращаются к эффективным методикам, созданным на стыке психотерапии, литературоведения и библиотековедения. Выбор форм, приёмов и методов работы могут быть разными, в зависимости от способностей детей и возможностей каждой конкретной библиотеки. Устные формы работы могут носить развивающий, коррекционный, игровой и сказкотерапевтический характер.
Сказкотерапия, помогает актуализировать социальный и читательский опыт ребенка, создаёт благодатную почву для развития воображения читателя, становится в наше время органичной частью коррекционно-воспитательного процесса. Чтение народной и литературной сказки вслух, как одного из приёмов сказкотерапии. позволяет создать нужное настроение, вызывающее у детей эмоциональный отклик.
Но самым эффективным методом работы с детьми с ОВЗ считаю игротерапию. Игра снимает напряжённость, способствует общению детей, помогает им развивать воображение, открывает их внутренние ресурсы, раскрывает личность.
Ещё один метод, который используется в работе с данными детьми, — музыкотерапия: использование музыки в качестве средства коррекции их эмоциональных отклонений и речевых расстройств. Музыка настраивает детей на тему мероприятия, делает их более восприимчивыми. Прекрасно дополняют любое мероприятие музыкальные слайды и клипы: они подсказывают, о чём пойдёт речь, и вносят элемент релаксации.
Для целенаправленной работы с детьми с ОВЗ имеются «говорящие книги», развивающие игры, CD-диски с обучающими программами, а также CD-диски с различными произведениями.
В специальную библиотеку входят:
-художественные произведения, рекомендуемые АООП Н.В. Нищевой и программой Инновационной программой « От рождения до школы» Н. Е. Вераксы
— сборники малых фольклорных форм, сказок, произведений русских и зарубежных поэтов и писателей и иллюстрации к ним;
-литература для совместного чтения «Читаем вместе» (азбуки, буквари, читалочки и т.п.)
-литература для самостоятельного чтения «Читаем сами»;
-детские энциклопедии;
— портреты русских писателей и художников-иллюстраторов;
-аудиодиск для слушания «Сборник русских народных сказок»;
-настольно-печатная игра «Сочиняем сказку».
Оборудованные объекты спорта
МБДОУ имеется спортивный зал.
Оборудованные средства обучения и воспитания
Группы оборудованы современной мебелью, наполнены полифункциональным развивающим игровым оборудованием. Групповые помещения обеспечены мебелью и игровым оборудованием в достаточном количестве. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада организована с учетом интересов детей, отвечает их возрастным особенностям, а так же с учётом ФГОС ДО. В каждой группе размещены уголки активности для всестороннего развития детей, имеется спальная комната, туалетная комната, раздевалка. Мебель для каждого воспитанника подобрана с учетом его роста.
На базе МБДОУ «Детский сад «Кораблик» п.Провидения» общеразвивающего вида созданы благоприятные условия для получения дошкольного образования детьми дошкольного возраста.
В кабинете педагога-психолога создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, пособия для обследования интеллекта, памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок «Четвертый лишний», набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
МБДОУ подключено к Интернет выделенным каналом. Провайдер ОАО «Ростелеком».
Доступ к информационным системам в детском саду осуществляется в соответствии с нормативными и распорядительными документами:
— Положение о порядке обработки и защите персональных данных;
— Положение об официальном сайте.
Воспитанники МБДОУ доступа к электронным образовательным ресурсам информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не имеют.
Обучающиеся ДОУ, в т.ч. инвалиды и дети с ОВЗ, не имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Специально оборудованного компьютерного кабинета в ДОУ нет. В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
В МБДОУ «Детский сад «Кораблик» п.Провидения» создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества. Информационная база МБДОУ оснащена: электронной почтой (dskorablik2016@mail.ru), локальной сетью с выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт МБДОУ (https://кораблик-дс.провид-обр.рф). Официальный сайт учреждения имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся:
К электронным образовательным ресурсам доступ обучающихся не обеспечивается.
- Федеральный портал «Российское образование»
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Перечень образовательных порталов для ДОУ:
- Детский портал «Солнышко». Для детей, родителей, педагогов www.solnet.ee
- ПОДШИВКА ЗА ВСЕ ГОДЫ — Журнал «Дошкольное образование» dob.1september.ru
- Детский сайт «Ребзики» — волшебные раскраски, детские пазлы rebzi.ru
- Детские сайты. Визуальный Детский поисковик agakids.ru
- Детский развлекательно-развивающий сайт Кошки-Мышки koshki-mishki.ru
- Каталог детских сайтов | Детская медицина | Детские писатели www.detskiy-mir.net/catalog/1/
- Портал детской безопасности. http://www.spas-extreme.ru/
- Детский портал «Почемучка» http://pochemu4ka.ru
- Сайт для детей и взрослых. Проблемы воспитания. Подготовка ребенка к школе. Материалы для родителей и для воспитателей детских садов. detsad-kitty.ru ДЕТсад.
- Сайт для воспитателей детских садов: методические разработки, примеры конспектов занятий, интересные поделки, сценарии детских праздников. http://Maam.ru
К информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, к электронным образовательным ресурсам доступ обучающихся в том числе с ограниченными возможностями здоровья не обеспечивается.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Не предусмотрено
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания МБДОУ не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Показатели, характеризующие доступность услуг для инвалидов на объекте:
Адрес | Наличие кнопки вызова/телефона | Предоставление услуг на объекте, частично доступно с сопровождением, для категории граждан | Информация по доступности |
п. Провидения ул. Полярная | Имеется кнопка вызова | На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности. Ведутся подготовительные работы по созданию условий доступности для инвалидов. | Автостоянки для инвалидов – нет для данной категории Сменные кресла – коляски – нет. Адаптированные лифты – нет. Поручни – нет. Пандусы – имеются. Подъемники — нет. Раздвижные двери – нет. |
Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — имеется.
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
Сурдопереводчик, тьютор — в штате имеется.
Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
Обучение (инструктирование) специалистов по сопровождению инвалидов в помещениях организации (учреждения) и на прилегающей территории:
- Педагоги – 11 чел.
- Учебно-вспомогательный персонал – 10 чел.
- Административный персонал – 3 чел.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включают в себя следующее оборудование:
Техническое оборудование | Количество |
Аппаратно-программный комплекс в составе: проектор, ноутбук, телевизор | 4 |
Интерактивный комплекс | 1 |
Персональный компьютер | 1 |
Для повышения качества педагогического процесса в практике МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ.
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.