Поиск
Close this search box.

Доступная среда

Доступная среда

«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»

В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ.

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,
  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

Специально оборудованные учебные кабинеты

В МБДОУ «Детский сад «Кораблик» п.Провидения» оборудованных учебных кабинетов не имеется, однако в здании размещено:

  • Восемь групп общеразвивающей направленности. Оснащение образовательного процесса и развивающая предметно-пространственная среда данных групповых помещений соответствуют ФГОС ДО и отвечают всем требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В группах созданы все необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития детей с учетом основных направлений деятельности учреждения;
  • Кабинет педагога-психолога оснащен необходимым оборудованием для проведения индивидуальной работы с детьми по запросу родителей, воспитателей или административного органа, консультирование родителей и воспитателей;
  • Физкультурный зал оборудован для осуществления  физкультурных  занятий, гимнастики, досугов, праздников и развлечений. Созданные условия способствуют развитию физических качеств, моторных навыков, сохранения и укрепления здоровья детей;
  • Музыкальный зал оснащен для занятий художественно-эстетического цикла в детском саду, который предназначен для проведения музыкальных занятий, праздничных утренников, вечеров, развлечений;

Созданные условия обеспечивают эффективность образовательной, развивающей работы, и позволяют ребенку полноценно развиться как личности. Все помещения, где занимаются дети, соответствуют их функциональному назначению и эстетическим требованиям. Оформление интерьера здания, коридоров, лестничных площадок и дополнительных помещений МБДОУ осуществляется с учетом требований эстетики.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека(и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

При работе с такими детьми педагога МБДОУ «Детский сад «Кораблик» п.Провидения» — обращаются к эффективным методикам, созданным на стыке психотерапии, литературоведения и библиотековедения. Выбор форм, приёмов и методов работы могут быть разными, в зависимости от способностей детей и возможностей каждой конкретной библиотеки. Устные формы работы могут носить развивающий, коррекционный, игровой и сказкотерапевтический характер.
Сказкотерапия, помогает актуализировать социальный и читательский опыт ребенка, создаёт благодатную почву для развития воображения читателя, становится в наше время органичной частью коррекционно-воспитательного процесса. Чтение народной и литературной сказки вслух, как одного из приёмов сказкотерапии. позволяет создать нужное настроение, вызывающее у детей эмоциональный отклик.
Но самым эффективным методом работы с детьми с ОВЗ считаю игротерапию. Игра снимает напряжённость, способствует общению детей, помогает им развивать воображение, открывает их внутренние ресурсы, раскрывает личность.
Ещё один метод, который используется в работе с данными детьми, — музыкотерапия: использование музыки в качестве средства коррекции их эмоциональных отклонений и речевых расстройств. Музыка настраивает детей на тему мероприятия, делает их более восприимчивыми. Прекрасно дополняют любое мероприятие музыкальные слайды и клипы: они подсказывают, о чём пойдёт речь, и вносят элемент релаксации.

Для целенаправленной работы с детьми с ОВЗ имеются «говорящие книги», развивающие игры, CD-диски с обучающими программами, а также CD-диски с различными произведениями.
В специальную библиотеку входят:
-художественные произведения, рекомендуемые АООП Н.В. Нищевой и программой Инновационной программой « От рождения до школы» Н. Е. Вераксы
— сборники малых фольклорных форм, сказок, произведений русских и зарубежных поэтов и писателей и иллюстрации к ним;
-литература для совместного чтения «Читаем вместе» (азбуки, буквари, читалочки и т.п.)
-литература для самостоятельного чтения «Читаем сами»;
-детские энциклопедии;
— портреты русских писателей и художников-иллюстраторов;
-аудиодиск для слушания «Сборник русских народных сказок»;
-настольно-печатная игра «Сочиняем сказку».

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

На базе МБДОУ «Детский сад «Кораблик» п.Провидения» общеразвивающего вида созданы благоприятные условия для получения дошкольного образования детьми дошкольного возраста.

В кабинете педагога-психолога создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, пособия для обследования интеллекта, памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок «Четвертый лишний», набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Конструктивные особенности здания МБДОУ не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.

Показатели, характеризующие доступность услуг для инвалидов на объекте:

Адрес Наличие кнопки вызова/телефона Предоставление услуг на объекте, частично доступно с сопровождением, для категории граждан Информация по доступности
п. Провидения ул. Полярная Имеется кнопка вызова На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности.   Ведутся подготовительные работы по созданию условий доступности для инвалидов. Автостоянки для инвалидов – нет для данной категории Сменные кресла – коляски – нет. Адаптированные лифты – нет. Поручни – нет. Пандусы – имеются. Подъемники — нет. Раздвижные двери – нет.

Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — имеется.
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
Сурдопереводчик, тьютор — в штате имеется.
Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.

Обучение (инструктирование) специалистов по сопровождению инвалидов в помещениях организации (учреждения) и на прилегающей территории:

  • Педагоги – 11 чел.
  • Учебно-вспомогательный персонал – 10 чел.
  • Административный персонал – 3 чел.

Паспорт доступности

Специальные условия питания

В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным Роспотребнадзором. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. Лица с ОВЗ получают дополнительное питание.

Специальные условия охраны здоровья

В учреждении соблюдаются правила и меры безопасности. Заведующий хозяйством систематически проводит технические осмотры помещений детского сада, соблюдение всеми сотрудниками правил пожарной безопасности. Педагогами проводятся беседы с детьми: по пожарной безопасности, технике безопасности, правила поведения на дороге, в общении с посторонними людьми. Все опасные предметы вне зоны досягаемости для детей. В целях охраны здоровья детей в детском саду все участки, для прогулок детей, приведены в порядок. Ежедневно проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Все игровые снаряды, в исправном состоянии. В зимний период территория систематически очищается от снега.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе воспитания и обучения т.к. формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в МБДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Педагоги конструируют содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, обеспечивают приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Режим дня в учреждении соблюдается на протяжении всего дня. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов педагоги придерживаются следующих правил:

  1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
  2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
  4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Режим в детском саду стабилен и вместе с тем динамичен для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Большое внимание уделяется организацией адаптационному периоду детей, вновь поступивших в ДОУ. На ребенка заводится адаптационный лист, в котором фиксируются все виды деятельности ребенка, его эмоциональное состояние, навыки взаимоотношений, речь, определяется группа адаптации.

Медицинское обслуживание детей проводится медицинской сестрой     ГБУЗ «Чукотская окружная больница» (лицензия на право осуществления медицинской деятельности № ЛО-87-01-000054) на основании договора № МО/24/МБДОУ-Д/с/К2 о предоставлении медицинских услуг воспитанникам образовательного учреждения.

Медицинская сестра проводит

— медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в т.ч. на педикулез;

—        систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонение в состоянии здоровья;

— работу по организации профилактических осмотров воспитанников других мероприятий для проведения иммунопрофилактики;

— распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

— ежедневно утром при приеме в детский сад проводит бесконтактную термометрию детей;

— осмотр с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявления заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;

— делает сообщение в территориальные учреждения здравоохранения и центры Госсанэпиднадзора о случае инфекционных и паразитных заболеваниях среди воспитанников и персонала учреждении в течении 2-х часов после установления диагноза в установленном порядке;

— проводит систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещении, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

— проводит медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдением за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

— проводит контроль за работой и санитарным состоянием пищеблока, питанием детей;

Медицинский блок представлен следующими помещениями:

  • медицинский кабинет (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медицинской сестры);
  • изолятор;
  • процедурная;
  • туалет.

Медицинский блок оснащен оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, срок годности медикаментов и условия хранения соблюдены. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.

Меры по охране и укреплению здоровья дошкольников

Одна из главных задач коллектива дошкольного учреждения — построение системы профилактических и оздоровительных мероприятий, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников и всех участников образовательного процесса.

В рамках данной системы предусмотрена оптимизация режима дня; улучшение питания; осуществление профилактических мероприятий; контроль за физическим, психическим состоянием детей; внедрение эффективных принципов развивающей педагогики оздоровления; обеспечение условий для успешной адаптации дошкольников к детскому саду и школе; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.

В МБДОУ разработана программа «Здоровье» и модель здоровьесберегающего воспитательно-развивающего пространства, включающая в себя:

  • оборудованный спортивный зал для проведения физкультурных занятий;
  • оборудованные прогулочные площадки, где созданы возможности для метания, лазания, прыжков, упражнений в равновесии;
  • физкультурные центры в каждой возрастной группе.

Работа по физическому воспитанию дошкольников в МБДОУ строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей при соблюдении оптимального двигательного режима.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в следующих формах:

  • утренний прием детей на свежем воздухе (в теплый период года);
  • проведение утренней гимнастики (на свежем воздухе в теплый период года), физкультминуток, динамических пауз, игр с движениями в свободной деятельности;
  • организованная двигательная деятельность, согласно учебному плану (с обязательным проведением одного занятия на свежем воздухе);
  • музыкально-ритмические движения;
  • спортивные досуги и развлечения;
  • гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения;
  • ежедневный режим прогулок;
  • сбалансированное питание.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
  2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
  3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

Методический кабинет оснащен специальной литературой по физическому воспитанию и развитию детей, который постоянно пополняется новыми книгами и пособиями.

Особое внимание уделяем повышению квалификации воспитателей, используя различные формы работы: педагогические советы педагогов, семинары, консультации, изучение опыта работы других детских садов по данному вопросу.

Также проводится диагностика развития навыков у детей 2 раза в год (в сентябре и мае) На основе полученных данных составляется диагностическая карта, которая наглядно показывает уровень физических навыков у детей. На педагогическом совете рассматривается состояние физического развития детей данной группы, выявляются причины и недостатки в работе с детьми, намечаются определенные задачи работы, направленные на повышение уровня физического развития отдельных детей.

Взаимодействие с семьей в процессе охраны и укрепления здоровья детей это – мотивация на готовность принимать помощь и поддержку от специалистов детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, на активное участие в физкультурно-оздоровительной работе и создании культурных традиций учреждения. В целях создания единого образовательного пространства для детей, родителей и педагогов проводятся совместные мероприятия, в которых участвуют дети вместе со своими родителями.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обучающиеся ДОУ, в т.ч. инвалиды и дети с ОВЗ, не имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Специально оборудованного компьютерного кабинета в ДОУ нет. В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.

В МБДОУ «Детский сад «Кораблик» п.Провидения» создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества. Информационная база МБДОУ оснащена: электронной почтой (dskorablik2016@mail.ru), локальной сетью с выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт МБДОУ (https://кораблик-дс.провид-обр.рф). Официальный сайт учреждения имеет версию для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся: к электронным образовательным ресурсам доступ обучающихся не обеспечивается.

О собственных электронных образовательных и информационных ресурсах (при наличии): собственных электронных образовательных и информационных ресурсов учреждение не имеет.

О сторонних электронных образовательных и информационных ресурсах (при наличии):

Перечень образовательных порталов для ДОУ:

  1. Всё для детского сада. Консультации для воспитателей. www.moi-detsad.ru
  2. Детский портал «Солнышко». Для детей, родителей, педагогов www.solnet.ee
  3. ПОДШИВКА ЗА ВСЕ ГОДЫ — Журнал «Дошкольное образование» dob.1september.ru
  4. Детский сайтТвиди — cайт для девочек и мальчиков, детский чат www.tvidi.ru
  5. Детский сайт «Ребзики» — волшебные раскраски, детские пазлы rebzi.ru
  6. Детские сайты. Визуальный Детский поисковик agakids.ru
  7. Детский развлекательно-развивающий сайт Кошки-Мышки koshki-mishki.ru
  8. Каталог детских сайтов | Детская медицина | Детские писатели www.detskiy-mir.net/catalog/1/
  9. Наглядное пособие для занятий в детском саду www.detsadd.narod.ru/index_9.htm
  10. Портал детской безопасности. http://www.spas-extreme.ru/ 
  11. Детский портал «Почемучка» http://pochemu4ka.ru
  12. Детский портал «Клепа» http://www.klepa.ru
  13. — ivalex.vistcom.ru Сайт для работников дошкольного образования Все для детского сада. Материалы для работников дошкольного воспитания. Конспекты занятий с детьми, здоровье малышей, материалы по основам безопасности жизнедеятельности.

  detsad-kitty.ru ДЕТсад. Сайт для детей и взрослых. Проблемы воспитания. Подготовка ребенка к школе. Материалы для родителей и для воспитателей детских садов.

— vospitatel.com.ua Конспекты занятий в детском саду Все для детского сада — конспекты занятий в детском саду, методики, дополнительные материалы для педагогов: загадки, пословицы, поговорки, стихи, развивающие занятия для детей.

— http://planetadetstva.net/ Планета Детства

— http://Maam.ru Сайт для воспитателей детских садов: методические разработки, примеры конспектов занятий, интересные поделки, сценарии детских праздников.

К информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, к электронным образовательным ресурсам доступ обучающихся в том числе с ограниченными возможностями здоровья не обеспечивается. 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включают в себя следующее оборудование:

Техническое оборудование Количество
Аппаратно-программный комплекс в составе: проектор, ноутбук, телевизор 4
Интерактивный комплекс 1
Персональный компьютер 1

Для повышения качества педагогического процесса в практике МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Не предусмотрено

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не предусмотрено

Дата обновления страницы: 11.02.2024

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Февраль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829